Главные вкладки
Материал на тему:
Материалы для родителей
Каждый родитель заинтересован в воспитании своего чада. Иногда мы не знаем как поступить. Обращаемся к всевозможным источникам информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Умеем ли мы говорить с нашими детьми
В 15-18 летнем возрасте молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:
- их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;
- в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;
- взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств;
- большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;
- интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.
Как следует обращаться с ребенком:
- делитесь с ним удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;
- давайте в доме пристанище ребенку и его компании;
- будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;
- в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;
- доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.
Никогда:
- не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;
- не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете "давить", то они сами придут к Вам со своими проблемами;
- не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.
Помните, что дети учатся жить у жизни:
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
- если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
НО
- если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
- если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
- если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Каждый ребенок имеет право:
- просить о помощи и эмоциональной поддержке;
- иметь собственное мнение и убеждения;
- совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;
- говорить "нет, спасибо", "извините, нет";
- побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;
- добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.
Вместе с тем ребенок не обязан:
- быть безупречным на 100%;
- любить людей, приносящих ему вред;
- извиняться за то, что был самим собой;
- выбиваться из сил ради других;
- чувствовать себя виноватым за свои желания;
- выполнять неразумные требования;
- нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.
Предварительный просмотр:
Приёмы развития памяти у детей
Хорошая память – это природный дар или результат постоянных тренировок? Конечно, совокупность факторов. Можно привести примеры хорошей природной памяти. Например, великий полководец Александр Македонский знал по именам тысячи солдат своей армии, а журналист С.В.Шерешевский в течение 30 лет интенсивной работы никогда ничего не записывал, точно запоминая абсолютно любую информацию.
Память играет важную роль в учебной деятельности детей. И очень часто родители жалуются на плохую память ребёнка. Как можно развить её?
Память – это основа нашей психической жизни. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств, соответственно выделяют:
- слуховую,
- зрительную,
- осязательную память.
Существует определённый запас сведений, понятий, образов, оторые хранятся в памяти всю жизнь. Это собственное имя, образы родителей и многое другое – всё это долговременная память. Но существует и кратковременная память – в этом случае информация хранится секунды или минуты.
Современному школьнику приходится ежедневно запоминать правила, схемы, иностранные слова, страницы литературного текста. Для всего этого требуются различные приёмы запоминания.
- Группировка – любой материал легче запоминается, если разделить его на части, группы. Так, в любом тексте можно выделить вступление, основную часть, заключение.
- Классификация – если информацию классифицировать, нагрузка на память уменьшается во столько раз, на сколько классов был разделён материал.
- Ассоциация – для того, чтобы использовать эту способность, ребёнку достаточно задать вопрос: «Что тебе напоминает это слово? Этот рисунок?» При этом не надо критиковать, отвергать то, что предлагает ребёнок, даже если вам эта ассоциация кажется неудачной, неприемлемой. Его вариант будет зависеть от возраста, уровня развития, пола ребёнка.
- Опорные пункты – любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена.
- Аналогии – используются, когда необходима точность запоминания. Например, выучив одно определение как образец, остальные можно запомнить по аналогии.
- Схематизация – ряд грамматических правил легче запомнить, изобразив его основное содержание в виде схемы.
- Достраивание материала – разрозненную информацию, например, иностранные слова, легче запоминать, объединив их какими-либо придуманными связками, добавив что-то от себя.
- Структурирование – установление внутри материала связей, благодаря чему он начинает восприниматься как целое.
Материал, который вызывает положительные эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Создайте для ребёнка положительную атмосферу несколькими фразами: «Посмотри, какое красивое слово, необычное и т.д.»
В психологии известен так называемый «эффект начала и конца». Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждается в начале занятия и в конце его, или дана в начале текста и в его завершении. Если наиболее ценная информация спрятана в середине, то необходимо акцентировать внимание ребёнка на ней - дать установку на запоминание! «Это необходимо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.
Это звучит парадоксально, но прочнее запоминаются незаконченные действия. Поэтому есть смысл не требовать от ребёнка строгой последовательности при выполнении домашних заданий. Надо научить ребёнка ориентироваться в материале и, исходя из этого планировать свою деятельность. Попробуйте сделать это ради эксперимента. Например, ребёнок сначала читает учебник по одному предмету, затем, выполняет письменную работу по другому, а после вновь возвращается к учебнику. Результат может удивить: многое запомнилось. Поэтому последующее перечитывание текста будет закрепляющим.
Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка.
Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Наиболее удобное для этого время - около 11 часов. Во второй половине дня – около 16 часов, функциональное состояние человека в это время вновь улучшается. Поздно вечером не стоить учить стихи, заучивать новые иностранные слова, целесообразнее в это время заняться повторением.
Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать около 30 % уже известной. Объяснения нового сложного материала необходимо начинать с обращения к уже известному, может быть, к тщательному анализу старого положения.
Для запоминания предлагаемого речевого материала большое значение имеет скорость речи говорящего. Оптимальный для восприятия темп речи – 120 слов в минуту. Особая выразительность звучания достигается умелым использованием пауз логических и психологических.
Предварительный просмотр:
Общение как одна из семейных ценностей
Общение основополагающий фактор семейного воспитания, и очень важно чтобы общение в семье было позитивным. Основными барьерами в реализации позитивного взаимодействия являются несоответствие желаний и потребностей взрослого родителя и ребенка, а так же непонимание родителями индивидуальных особенностей развития ребенка.
Ребенку в семье могут предъявляться слишком высокие требования, либо слишком низкие, что в свою очередь ведет к неадекватному реагированию на сложившуюся ситуацию. Проявление чуткости в понимании своего ребенка, участие в его жизни и проявлении эмпатии могут существенно облегчить ваше общение с ребенком. Ребенок, не получающий в семье удовлетворения потребности в самоутверждении, характеризуется низкой способностью к сочувствию.
Большое значение для продуктивного общения имеет способность родителей выслушать ребенка внимательно и сочувственно. Для того, чтобы выстроить позитивное общение с ребенком, существуют "правила слушания", соблюдение которых поможет лучше его понять.
Памятка "Приемы эффективного слушания"
- Дайте ребенку возможность высказаться.
- Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями.
- Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения ребенка, ход его мыслей.
- Не отвлекайтесь, победите то, что мешает.
- Поддержите ребенка одобрительным жестом, словом.
- Покажите, что вы его поняли. Перескажите своими словами его мысли.
- Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут пошаговые действия.
- Утолите "тактильный голод" ребенка – обнимите, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению чувства защищенности, уверенности в себе и в вас.
Пусть общение станет одной из главных ценностей вашей семьи, и каждый из ее членов будет бережно хранить эту традицию.
Помните, что наши дети берут с нас пример, а тот, кто лучше владеет собой, управляет своим состоянием, трезво оценивает ситуацию, более успешен. Однозначно, чем выше уровень культуры у родителей, тем лучше они владеют собой в трудную минуту.
Кроме того, большое значение в общении с ребенком имеет продуктивное решение возникающих конфликтов, а так же умение контролировать себя.
Предварительный просмотр:
Всестороннее воспитание детей в игре
Игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различными действиями предметами, способам и средствам общения.
В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижения общей игровой цели. В игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребёнка связано с общественно полезным трудом, требующим от его участников совместного решения задач. Нужно приобщать детей к игре.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, педагогу необходимо комплексно руководить её формированием, а именно: целенаправленно обогащать практический и игровой опыт ребёнка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольников к творческому отражению действительности. Желательно в повседневной жизни создавать специальные ситуации, побуждающие дошкольников вступать во взаимоотношения с окружающими. Ребёнку можно дать поручение обратиться к взрослому с вопросом, а можно ли в сильный мороз, идти на прогулку, выяснить у врача. В играх находят отражение знания, полученные на занятиях не только по ознакомлению с окружающим, но и на других занятиях.
При правильной организации самостоятельных игр дети проявляют инициативность в общении со взрослыми, любознательность, часто обращаются к педагогу с вопросами, стремясь получить исчерпывающие ответы на них.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.
Перед воспитателем стоит задача использовать разные виды игр в целях всестороннего воспитания дошкольников, интересно и содержательно организовать жизнь детского коллектива.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе, и в общественной жизни.
У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывает интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Сюжетно – ролевые игры в старшем дошкольном возрасте приобретают самостоятельный характер, открывают простор для индивидуальных замыслов детей.
В старшей группе дошкольники узнают. Что на строительстве трудятся люди очень многих профессий, им ещё не знакомых: экскаваторщик роет котлован; плотник делает оконные рамы, двери, пол; маляр красит стены, двери, потолок; кровельщик покрывает дом крышей; электрик обеспечивает освещение. Строители действуют согласованно, их работа взаимосвязана. Люди благодарны строителям и должны бережно относиться к результатам их труда.
Особенно ценными являются игры с элементами соревнования, игры – эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного результата. В таких играх развитие физических и морально – волевых качеств взаимосвязано.
Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
Во-первых, особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.
При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
- Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы). Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.
- Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.
- Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.
- Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.
- Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.
Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:
- умение собрать свой портфель (ранец);
- поздороваться с учителями и детьми;
- задать вопрос учителю или однокласснику;
- ответить на вопрос;
- слушать объяснения и задания учителя;
- выполнять задание;
- попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;
- умение долгое время заниматься одним и тем же делом;
- обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
- разделять работу на части;
- адекватно реагировать на замечания;
- объяснить то, с чем не согласен;
- учитывать мнение других;
- гордиться своей работой и не скрывать этого;
- устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
- брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;
- самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;
- умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.
Предварительный просмотр:
Почему дети фантазируют и зачем они врут
Пытаясь понять, придумывает ребёнок или лжёт, старайтесь анализировать мотивы его поведения. Фантазии имеют цель раскрасить жизнь малыша, оживить его рассказ или смягчить неприятные переживания.
Их можно считать своеобразной игрой, которая не преследует никакой выгоды. Что касается лжи, то она используется ребёнком либо для того, чтобы избежать наказания, насмешки и долгих объяснений, либо для получения желаемого.
Фантазёры:
- Дети, скрывающие правду за фантазиями, как правило, обладают ярким темпераментом, не позволяющим мириться с обыденностью и скукой.
- Их воображение непрерывно производит сценарии альтернативной реальности, по которым могли бы разворачиваться события. Но вместо того, чтобы сказать: «Вот было бы здорово, если бы на чердаке находилась машина времени!» ребёнок говорит: «А у нас на чердаке есть машина времени – представляешь?!»
Лгунишки:
- Детский обман отличается от лжи взрослых своей недальновидностью. Если зрелый человек говорит неправду, рассчитывая на несколько ходов вперёд, то ребёнок просто прячется от реальности, не задумываясь о последствиях.
Причины детского обмана
Чтобы ребёнок решился на признание, важно продемонстрировать своё желание понять его, а не просто докопаться до истины. Постарайтесь сохранить доброжелательность и дайте ребёнку понять, что его ждёт после того, как он скажет правду.
- Страх насмешки. В этом случае ребёнок оберегает увлечения или события своей жизни от внимания взрослых. Уловив нотки снисходительности в тоне родителей, он «закрывается». В результате, на все вопросы он отвечает отрицанием или говорит то, что, как он полагает, от него хотят услышать. Заслужить доверие ребёнка удастся только тогда, когда вы проявите искренний интерес к его увлечениям, даже если это идёт в разрез с вашими представлениями о том, чем он должен увлекаться.
- Жажда наживы. Стремясь получить желаемое, ребёнок часто пытается вызвать у взрослых жалость, умиление или чувство вины с помощью лжи. Доказательством лживости этих утверждений может быть отказ в ответ на предложение взрослого починить или хотя бы посмотреть на описанные неполадки. Если вы заметили неискренность ребёнка, прямо скажите ему об этом: «Я вижу, что тебе очень хочется новую блузку. Но тебе вовсе необязательно ругать старую. Мы можем поговорить о том, какой подарок ты хочешь. Подобный диалог поможет ребёнку понять, что открытое высказывание своих желаний повышает шансы на успех.
Правду и только правду!
Ребёнку, который не привык делать над собой волевое усилие, чтобы не поддаваться потоку ярких ассоциаций или признаваться в неприглядных поступках, трудно понять, для чего нужно говорить правду. Ему кажется, что это важно для других, а не для него самого. Постарайтесь разубедить его.
- Безопасность. Расскажите ребёнку притчу о мальчике, который в шутку кричал: «Волки, волки!» — и люди ему верили, а потом в минуту реальной опасности никто не пришёл на помощь. Признайтесь сыну или дочери, что вам трудно воспринимать всерьёз жалобы на боли в животе, если когда-то такие же симптомы были придуманы для того, чтобы не идти в школу.
- Сохранение доверия. Спросите ребёнка, как бы он стал относиться к человеку, который обещал подарить игрушку ему, а потому подарил её кому-то другому? Или, например, сказал, что не пойдёт гулять, а сам отправился в парк с компанией? Объясните малышу, что никто не станет считать его хорошим другом, если он не оправдывает чужого доверия. Если человек увлекается своими фантазиями или намеренно лжёт, окружающие теряются и не понимают, какой он на самом деле, поэтому предпочитают общаться с более предсказуемыми людьми.
- Объективная оценка самого себя. Расскажите ребёнку об интересных особенностях человеческой памяти: рассказывая много раз одну и ту же выдуманную историю, легко забыть, что же произошло на самом деле. Поэтому «хроническое» фантазирование или ложь мешают быть честным с самим собой. Приведите в пример ситуацию, когда дети друг другу рассказывают «страшилки», а потом начинают сами бояться того, что придумали. Или случаи, когда люди ссылаются на «больную ногу» или «неудобную обувь», мешающую танцевать, и боятся признаться самим себе, что просто не умеют красиво двигаться под музыку. Возможно, ребёнку будет непросто понять, что такое оценка себя, однако пусть он знает об этой опасности лжи. Время от времени возвращаясь к этой теме, вы поможете сыну или дочери убедиться в том, как важно быть честным с самим собой.
Как научить ребёнка быть правдивым?
Для того, чтобы ребёнку ХОТЕЛОСЬ говорить правду, родителям важно соблюсти баланс в своей реакции на ложь и фантазии. С одной стороны, нужно демонстрировать малышу, что его ложь заметна, и их это обижает. С другой стороны, необходимо демонстрировать своё понимание трудностей, испытываемых ребёнком, и оказывать эмоциональную поддержку, чтобы он стремился к доверительным отношениям.
- Твёрдо, но дружелюбно настаивайте на том, чтобы ребёнок сказал правду. Однако не торопитесь и выдержите небольшую паузу. Даже взрослому человеку требуется время, чтобы собраться с духом, а уж ребёнку и подавно! Пока ребёнок молчит, поддержите его, взяв за руку, обняв или присев рядом на корточки.
- Проявите понимание. Обещайте не ругаться и сохраняйте спокойствие в течение рассказа. Это придаст ребёнку уверенность и, видя ваше искреннее желание разобраться в ситуации, он предпочтёт избавиться от тяжкого груза.
- Расскажите о том, что тайное всегда становится явным. Приведите несколько жизненных примеров, где обман неожиданно раскрывался, и лгун оказывался в нелепом положении.
- Помогите подобрать слова. Не забывайте о том, что признание для ребёнка может затрудняться не только по психологическим причинам, но и из-за бедности языка. Вместе формулируя проблему и уточняя те или иные слова, вы сможете докопаться до истины.
- Показывайте пример. Рассказывая о каких-либо неприятностях, случившихся с вами, вы невольно подтолкнёте ребёнка к ответной откровенности. Убедите других членов семьи в том, чтобы они не использовали «ложь во спасение» при общении с ребёнком.
- Поддерживайте в ребёнке чувство самоуважения. Старайтесь чаще подчёркивать ценность индивидуальных особенностей и интересов сына или дочери. Тогда, если сверстники позовут его прыгать с высокой горки, ребёнок не станет придумывать про неудобную обувь, а предложит менее рискованную игру.
- Хвалите за честность. Даже если вам пришлось долго уговаривать ребёнка сказать правду, в конце разговора поблагодарите его за откровенность. Пусть ребёнок знает, что своевременное признание сможет уберечь его от наказания.
- Выполняйте данное обещание. Если вы сказали ребёнку, что не будете его ругать, внимательно следите за своим тоном и выражением лица, даже если вы очень огорчены. Правда за правду!
Источник:
Предварительный просмотр:
Авторитет отца
"Мама, я знаю, зачем ты нужна,- сказала одна маленькая девочка,- ты меня кормишь и одеваешь. А учитель нужен для того, чтобы учить детей в школе. И доктор тоже нужен: он смотрит горлышко и выписывает лекарства. А бабушка нужна, чтобы со мной гулять. Я только не знаю, зачем нужен папа?"
Родители: мать и отец....Кто может быть дороже и ближе сердцу ребенка, чем они?
На этих людях лежит одна из величайших обязанностей: дать жизнь новому человеку, сохранить ему этот дар, вырастить и воспитать своего ребенка, обеспечить его развитие, приобщение к человеческой культуре.
Влияние матери и отца на формирование нравственности, развитие его интеллекта, характера, безусловно, нельзя противопоставлять. В личности ребенка нельзя искать такие качества, которые были бы следствием влияния только матери, в ней нет также и свойств, полученных в результате воздействия только отца. Личность едина, целостна, она - синтез как материнского, так и отцовского воздействия.
Как трудно обеспечить безупречно полноценное развитие личности ребенка без настоящей матери или хорошего отца.
Но если нельзя противопоставлять влияние матери влиянию отца на ребенка, то столь же неправомерно и уравнивать их роль. Издавна принять считать, что отец в большей мере ответственен за развитие ума, а мать - за формирование чувства ребенка. Хорошо известно, что психика мужчин и женщин, их характеры, склад мышления имеют свои оттенки.
Не случайно, наверно, считают многие, отец должен отличаться не только физической силой, но и силой духа: быть мужественным, сильным, смелым. Ему, скорее к лицу быть рассудительным, обладать волею, аналитическим складом ума, деловитостью.
В отце ребенок нуждается, хотя и несколько по-иному, чем в матери, но очень сильно. Настоящий отец нужен как мальчикам, так и девочкам, юношам и девушкам. Недаром ребенку при рождении дается не только имя, но и отчество.
В семьях без отца складываются неблагоприятные условия для мальчиков. При повышенной нежности матери, пытающейся компенсировать отсутствие отца, у сына могут формироваться и формируются изнеженность, вялость, безынициативность, робость, или напротив упрямство, агрессивность, грубость.
Многие девочки - подростки, с ранних лет жизни, оказавшиеся в стороне от влияния отца, страдают чрезмерным развитым женским патриотизмом, завышенным высокомерием, неприязнью к мужскому полу, непониманием некоторых особенностей мужской психики. Такие черты характера девочек, отрицательно сказываются на их взаимоотношения с мальчиками.
Как известно, авторитет человека - огромная сила. Авторитет человека, будь то руководитель или учитель, врач или коллега по работе воспринимается как образец для подражания.
Вот это полностью относится к авторитету отца. Его авторитет в семье - важное условие успеха в исполнении предназначенной ему роли и его желания быть нужным детям.
Особую роль в формировании у детей суждения о родителях играет стиль и уровень культуры взаимоотношений между взрослыми членами семьи, между матерью и отцом.
Дети очень восприимчивы, на окружающий мир они смотрят в основном через призму суждений взрослых.
При конфликтах, нередко возникающих между матерью и отцом, их сын или дочь чаще всего невольно занимают позицию матери, не очень разбираясь, права она при этом или не совсем. Критические замечания, недовольство, осуждение, адресуемые матерью отцу в присутствии детей, воспринимаются или как правильные и заслуженные. И тут надо учесть, что часто, даже случайная оплошность мужа, вызывает у многих жен поток нелестных замечаний, унижающих его достоинство как отца и человека.
Явление это настолько распространено, что становится типичным.
У мужчин в семье две роли: он супруг и родитель. Эти роли хотя и взаимосвязаны, но не равнозначны. Мужчина в семье может быть не совсем хорошим супругом, но замечательным отцом. Однако о таком отце судят и как о плохом отце. Это тоже не способствует авторитетности отца у детей.
У каждого ребенка должен быть скульптор, мастерски владеющий обеими руками. Лишь такой ваятель может создать личность
Предварительный просмотр:
Как вырастить успешного ребёнка
«Родители часто путают понятия «воспитание» и «образование» и думают, что они дали ребёнку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы», - А.Г. Рубинштейн.
Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок вырос успешным человеком, которому в жизни будет многое удаваться, который не будет бояться брать на себя ответственность. Взрослые - это люди, которые вводят своих детей во взрослую жизнь. И многое зависит от нас: будет ли наше чадо успешным, самостоятельным и счастливым, достигнет ли того, о чём мечтает в детстве? Естественно, не только родители влияют на воспитание и формирование личности. Влияет много факторов. Но сейчас не о том. Задача родителей - с малого возраста ребёнка ежедневно повторять ему о том, что он многое умеет и ещё большему может научиться, что он смелый, храбрый, сильный и счастливый. Можно попробовать выполнять некоторые рекомендации:
- Везде и всегда, где и когда это, возможно, предоставляйте ребёнку право самостоятельно выбирать: с чего начать есть, какую рубашку или платье (из двух предложенных вами) надеть, чем и в какой последовательности заниматься («Ты можешь поиграть один или мы вместе посмотрим книжку») и т.д. Чем больше у ребёнка практика принятия самостоятельных решений, тем больше уверенность в своих возможностях.
- Внушайте ребёнку оптимизм: «У тебя обязательно получится», «Ты сможешь это сделать», «Я верю в твои способности».
- В случае если малыш принял решение, но переоценил свои возможности, не меняйте своих установок: «Ну, всё, больше я тебе этого не позволю» - просто помогите ему получить положительный результат: «Давай вместе. Если бы сделал вот так, у тебя бы всё получилось. Я верю, что в следующий раз всё получится».
- Поговорите с воспитателями, с учителями или с другими людьми, с которыми находится ребёнок, пока вы на работе, о том, что вы доверяете своему малышу делать самому, и договоритесь с ними о взаимной поддержке.
Этого делать нельзя:
- Не говорите ребёнку: «Не сейчас», «В следующий раз обязательно, а сейчас я спешу», «Нет. Ты всё испортишь» и прочих грустных слов.
- Не ставьте ему условий: «Если не сделаешь, не получишь, не пойдёшь». Дело из-под палки, за подарок – уже не дело, а повинность.
- Не сравнивайте ребёнка, его решения и его результаты с результатами других детей.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей по развитию внимания учащихся
Уважаемые мамы и папы! Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка.
Для того, чтобы ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка. Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям.
- Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
- Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.
- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
- Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
- Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребенку достичь успехов.
Памятка для родителей первоклассников
- Утро - всегда ожидание радости. Скажите ласковое слово своему ребенку. Улыбнитесь и никогда не кричите.
- Встречайте ребенка спокойно. Не спрашивайте «Что ты сегодня получил?», а поинтересуйтесь «Что ты сегодня узнал нового? Чему научился? Что больше всего тебе запомнилось?»
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние работы. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости, неудачи.
- Учтите, что даже «совсем большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Не вспоминайте перед сном неприятностей, не выясняйте отношений.
- Отмечайте школьные успехи ребенка, устраивая по этому поводу праздники. Чаще вспоминайте об успехах ребенка - это повышает уверенность, поднимает самооценку.
- Правильно оценивайте знания и достижения ребенка, не сравнивайте его с другими детьми.
- Интересуйтесь тем, что происходит в школе, активно участвуйте в мероприятиях.
- Помогите ребенку найти друзей в классе. Придумайте для детей совместные развлечения.
Предварительный просмотр:
Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье. В семье закладываются первые умения и навыки ребенка. Речь ребенка формируется на примере речи взрослых.
Таким образом, взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний. В раннем возрасте взрослый обеспечивает решение трех взаимосвязанных психологических задач:
- развитие у ребенка способности к речевому подражанию и различению звуков речи, что является основой для понимания смысла сказанного;
- увеличение активного и пассивного словарного запаса;
- формирования умения пользоваться речью в общении.
Также большую роль в развитии речи данного возраста играют выполнение артикуляционных, дыхательных упражнений и упражнений на развитие мелкой моторики.
Приведём примеры игр и упражнений каждой группы, не требующих специальной подготовки, которые можно выполнять в семье с ребёнком. Помните! Всё должно проводиться в игровой форме. Игра - основная деятельность детей.
Игры на развитие способности к речевому подражанию
- «Самолётики»
Способ выполнения: предложите ребёнку полетать . Но сначала он должен превратиться в быстрый самолётик и послушать стихотворение про него и «полетать» по комнате – побегать, расставив прямые руки в стороны.
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!
Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!
- «Покормим птенчиков»
Я — мама-птица, а ты —птенчик. Птенчик веселый, он пищит: «Пи-пи-пи», — и машет крылышками (ребенок повторяет движения за родителем и произносит звукосочетание) .
- Полетела мама-птица за вкусными крошками, а птенчик весело летает и пищит. (ребенок произносит: «Пи-пи-пи».)
- Прилетела мама и начала кормить своего птенчика (ребенок приседает, поднимает голову вверх, птенчик широко раскрывает клювик, ему хочется вкусных крошек (родитель имитирует, что кормит птенчика, добиваясь, чтобы ребенок пошире раскрывал рот). Мама покормила и улетела, а птенчик опять летает и пищит. Игра повторяется 2-3 раза.
Игры на развитие артикуляционной моторики
- «Поиграем на дудочке»
Предложите ребенку «поиграть» на дудочке: сначала покажите настоящую дудочку, поиграйте на ней, затем изобразите игру на дудочке с помощью движений рук и озвучьте ее: Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяй за мной!
Упражнение для щёк
- Надувание обеих щёк одновременно.
- Надувание щёк попеременно.
- Втягивание щёк в ротовую полость между зубами
Упражнения для губ
- «Заборчик». Способ выполнения: улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении, подсчёт до 10.
- «Хоботок». Способ выполнения:Губы « вытянуть» вперёд длинной «трубочкой». Дышать через носовые проходы. Удерживать в таком положении 10 секунд.
Упражнения для языка
- «Лопаточка». Способ выполнения: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 секунд.
- «Вкусное варенье». Способ выполнения: высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать в глубь рта. Повторить10 раз.
- «Часики». Способ выполнения: высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт (тик - так, тик - так). Проделать 10-15 раз.
Игры на развитие дыхания
- «Согреем бабочку». Ребёнок сидит на стуле. Родитель (взрослый) показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замёрзла и не может взлететь. Предлагает согреть её своим дыханием. Ребёнок дышит на ладошки.
- «Воздушный шарик». Взрослый (родитель) обращает внимание ребенка на то, что у него в руках воздушный шарик. Посмотри, как я его буду надувать его (надувает воздушный шарик, а затем его сдувает). Далее предлагает ребенку повторить действия с шариком.
Игры на развитие мелкой моторики
- «Сорока - ворона»
Ребенок сидит на стульчике, проговаривает слова – потешки и по очереди массирует пальчик правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживает ладошки.
Сорока – ворона кашу варила,
Сорока –ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала.
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому -
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила.
Важно также использовать в семье все виды деятельности, которые способствуют формированию и развитию речи ребенка: рассказывание сказок, стихов, чтение и обсуждение книг, музицирование и пение. Всё это помогает ему освоить правильное произношение звуков, расширяет словарный запас, стимулирует желание говорить, рассказывать, спрашивать.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по развитию у детей познавательно-исследовательских навыков
Существует мнение, что для успешной подготовки ребёнка к школе нужно как можно раньше научить его читать и писать. Однако задача подготовки ребёнка не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой.
Намного важней развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Для формирования таких качеств, мы предлагаем такую деятельность ребёнка, которая не предполагает собой подготовки родителей и не предусматривает затрат на приобретение необходимого оборудования.
Детям нравится экспериментировать потому, что они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Вместе с родителями ставят опыты дома, учатся ставить новые задачи и самостоятельно решать их.
Элементарное экспериментирование доступно уже детям младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства, пробуют делать пену, плещутся в воде, пускают мыльные пузыри.
В среднем возрасте опыты усложняются, дети способны найти ответы на трудные вопросы: "Как зёрнышки в муку превращаются? ", "Зачем растения пьют? ", "Где живёт воздух? ".
В старшем дошкольном возрасте дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны и др.
Как показывает практика, приобретённый детьми опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает развивать творческие способности. Для проведения этой работы с детьми необходимо выработать основные направления деятельности:
- Много рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями детства.
- Рассказывать о своей работе. В доступной форме показывать ребёнку, что кроме основной профессии у всех людей есть другие виды деятельности (бытовые, домашние) .
- Показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, сопровождать рассказом о их свойствах, функциях.
- Рассматривать и наблюдать с ребёнком различные явления и объекты природы в разное время года (появление радуги, тумана, росы)
- Собственными действиями и поступками демонстрировать ребёнку бережное и созидательное отношение к другим людям, к конкретным представителям животного и растительного мира.
- Создать условия для сравнения по величине доступных для наблюдения объектов. В общении с ребёнком разъяснять различные параметры величины, показывая образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья выше, чем скамеечка) .
- Привлекать внимание к количественным характеристикам величин (сосчитай сколько; каких предметов поровну) .
- В повседневной жизни предлагать своему ребёнку различные игры-эксперименты.
Предварительный просмотр:
Кризис семи лет
Все дети проходят разные кризисные возраста. Например, кризис семи лет, как и кризис трех лет, характеризуется резкой сменой в поведении ребенка. К семи годам ребенок перестает реагировать на замечания взрослых, начинает их дразнить, кривляться и пререкаться.
Обычно кризис совпадает с поступлением ребенка в первый класс, когда меняется его основная деятельность — он переходит от игр к обучению. Однако, случается, что кризис может начаться и в шесть лет, и в восемь. Здесь нельзя провести четкой границы. Однако основная причина – переоценка ребенком своих способностей.
Признаки кризиса
Обратите внимание на поведение ребенка, именно в кризисный период он становится раздражительным, у него возникают частые вспышки гнева. Проявления кризиса семи лет могут быть разными: один ребенок может кривляться и паясничать, а другой замкнется в себе. Очень часто в этот период ребенок старается подражать старшим друзьям, старшим братьям, сестрам и взрослым. Ребенок стремится быть похожим на взрослых и поступать, как взрослые. Также период кризиса семи лет характеризуется появлением у ребенка страхов.
Поведение ребенка
Как мы уже говорили выше, к семи годам основной вид деятельности — игра отходит на второй план, на первое место становится обучение. Не думайте, что если ребенок не пошел еще в школу, то кризис ему не светит. На самом деле, этот процесс связан не со школой, а с пересмотром ребенком своей личности. Ребенок начинает анализировать и осмысливать свои чувства, он радуется или огорчается не просто так, а по какой-то определенной причине.
Примерно к семи годам ребенок может болезненно соотносить свое «Я» и идеальное «Я». Ранее ребенок был уверен, что он идеален, а теперь ему нужно понять, действительно ли все у него получается, такой ли он способный и в других направлениях? Ребенок постепенно начинает анализировать реакцию окружающих на свои поступки.
Именно впервые в школьные годы очень часто уязвляется самолюбие ребенка. Многое зависит от самооценки малыша: она может быть как завышенной, так и заниженной. Во всяком случае, любая самооценка может привести к переживаниям ребенка. И она может стать причиной чрезмерной активности или замкнутости малыша. Ребенок стремится как можно раньше стать взрослым. Именно детям шести-восьми лет характерно находить для себя авторитет, которому они стремятся подражать. Причем неважно, в чем будет это выражено: в хороших делах или плохих поступках. Ребенок будет желать поступать так, как делает его «авторитет».
Доверие ребенка
В период кризиса семи лет родителям нужно научиться давать реальную оценку поступкам ребенка. Вы не должны пошатнуть его уверенность в себе. Желательно вместе разбирать причины его поведения. Все это поможет малышу адекватно оценить свои поступки и не приведет к разочарованию в собственном «Я». Для того, чтобы ребенок научился адекватно воспринимать достижения и критику, родители могут давать оценку поступкам ребенка не целиком, а разделить на составляющие. Например, ребенок вам принес рисунок. Если посмотреть на него, как целостную картину, то он не очень удался. Не стоит так говорить ребенку. Разберите рисунок по частям, скажите, что вам понравилось, а над чем еще нужно поработать. При таком общении ребенок сделает вывод, что у него что-то получилось, что в следующий раз нужно немного больше постараться и доделать, чтобы получилось лучше. Практически каждый поступок ребенка можно разобрать на составляющие части. При этом обратите внимание на те детали, которые не получаются у ребенка. Именно такой способ разбора поведения малыша позволит вам укрепить отношения с ребенком и исправить многие стороны в его поведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....

Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....

ПРЕДИСЛОВИЕ Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...